Одинокие мамы в советском кинематографе

Одинокие мамы в советском кинематографе

Уважаемые читатели! Для вашего удобства мы логически связываем все статьи сайта посредством таких ссылок. Обратите на это внимание!
Одинокие мамы в советском кинематографе10.01.2015Елена Романова

Несмотря на то, что в СССР социум «царил» над личностью, а коллективные «разум», «мораль» и «благо», несомненно, доминировали и подавляли ценности отдельно взятой «ячейки», сказать, что тема матерей одиночек была раскрыта во всей полноте красок, нельзя. Многие «киношные» мамы воспитывали своих сыновей и дочерей самостоятельно. Часто это были вдовы солдатские. Оставшись без мужей и кормильцев по вине «фашистов проклятых», они отдавали себя без остатка работе, коллективу и детям.

Но ведь и другие ситуации в Союзе бывали? И разводы, и просто дети, рожденные вне брака… Об этом не так уж часто кино снимали. Но мы нашли несколько случаев, символизирующих отношение общества к женщинам, решившимся родить ребенка «для себя» или бросить «законного мужа»:

«Москва слезам не верит»

Вера Алентова в фильме «Москва слезам не верит»

Жалость. Пожалуй, самым ярким примером одиночек-мам является персонаж Веры Алентовой из к/ф «Москва слезам не верит». Екатерина — «лимитчица», приехавшая покорять столицу и, в итоге, её покорившая. Но в юности успевшая обзавестись «багажом» в виде дочки, с которой жили они в общежитии, обвешанные пеленками, засыпанные конспектами лекций, в слезах о неудавшемся замужестве и будильниках, заведенных на 5 утра. Но «мораль сей басни» в том, что сильная личность все преграды преодолеет на пути к поставленной цели. И ребенок ей не помешает. А друзья, комендантша в общежитии и даже неостоявшаяся свекровь, помните, как её жалели?

«Гараж»

Лия Ахеджакова а фильме «Гараж»

Ехидство и злорадство. Героиня Лии Ахеджаковой из к/ф «Гараж» — «белая ворона» в институте изучения животных. Оставив 7-летнего сына одного дома, принимает активное участие в дебатах о справедливости и «демократических принципах». Как жестоко ей кричат: «Сколько ты мужичку заплатила, чтобы он тебе дитя сотворил?» Но скромно одетая, маленького роста и большого сердца женщина отвечает: «Я счастлива, и мальчик мой счастлив… Захочу — ещё одного рожу. Муж на сегодня — не обязателен». Здесь — робчайшая, неумелая заявка о равноправии полов… 

«Будьте моим мужем»

Елена Проклова в фильме «Будьте моим мужем»

… развившаяся и укрепившаяся в музыкальной кинокомедии «Будьте моим мужем» с молоденькой Еленой Прокловой в роли одинокой мамы, от скверного характера которой «сбежал муж». Правда, тут уж никто не упрекает её (ребенок «законный»), наоборот: горячие южные мужчины не прочь приударить, а прекрасный Андрей Миронов в роли застенчивого москвича-педиатра влюбляется всерьез. С улыбкой наблюдаем «советский happy end”.

«Моя морячка»

Людмила Гурченко в фильме «Моя морячка»

Закончим ещё одним солнечным, приморским и музыкальным фильмом — «Моя морячка». В роли матери-одиночки — Л. Гурченко. Взрослый сын, непростой выбор профессии, талантливая мама, совмещающая десяток работ: детский аниматор, конферансье в городском парке. Муж (как мы узнаем из рассказа «сочувствующей» знакомой) бросил некрасиво и жестоко: по железнодорожному радио передал «новость». Юноша-сын, так похожий на обидчика, хочет быть артистом, влюблен «не в ту» девочку, но искренне уважает, хотя во многом и не понимает маму… (этот к/ф — благодатная почва для размышлений об отношениях отцов и детей)

Дорогие мамы! Если вам приходится воспитывать ребенка самостоятельно, испытывать трудности и впадать в депрессии от усталости, пересмотрите старые советские фильмы. Возможно, из них удастся почерпнуть положительных эмоций, сил и веры в счастливое будущее.

Возможно, Вам будет интересно...

2 комментариев

  1. Ольга:

    ГДЕ ЭТО БУДУЩЕЕ ? мать-одиночка, она и есть мать-одиночка. Помощи никакой, а чтоб чем-то помогли, столько нужно бумаг,что не хочется оформлять! Без бумажки ты какашка!!!

  2. Татьяна:

    На поставленный Вами вопрос об отношении «корифеев» российского кино к матерям-одиночкам и освещении данной темы могу сказать следующее. Отношение «корифеев от кино» к этой теме абсолютно не при чем. Важнее отношение Государства, финансирующего киноиндустрию. А Государству в лице Президента, Правительства, Госдумы и прочих ответственных госструктур, по-моему, глубоко наплевать на всяких женщин, в том числе и одиноких матерей. Так что, если Вы встретите вдруг хороший вдумчивый фильм об одинокой матери или о семье вообще — это будет личный подвиг отдельной съемочной группы, собравшей по крохам деньги на малобюджетный фильм. В качестве примера советую всем посмотреть фильм «Сын» Арсения Гончукова (2014г) — это яркий пример прекрасного фильма на предложенную Вами тему. Киногруппа работала бесплатно, всё кинопроизводство уложили в смешную цифру — около 1 млн.русских рублей. Сравните этот хороший фильм с очередным Михалковским опусом «Солнечный удар» — бюджет 21 млн.долларов. Дореволюционная российская глубинка снимается на Женевском озере (больше негде?!) — есть возможность всей семьей отдохнуть в Швейцарии з0а государственный счет. Стыдно. Зато ответ на вопрос — как корифее кино относятся к теме одиноких матерей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.