Для молодых родителей мультики — незаменимый помощник в быту. Столько дел по хозяйству: всего не успеть никогда, а тут ребенок вертится под ногами, отвлекает и требует внимания. Как же здорово, что есть детские телеканалы и просмотры онлайн в интернете! Включил малышу «волшебный экран» — и свободен от него на полчаса, на час, на полдня — в идеале.
Только хороша ли такая манера «воспитания анимацией»? И все ли передачи, транслируемые по тв, достойны того, чтобы ваш ребенок их смотрел? Как они повлияют на его характер, поведение, даже — на судьбу? Ведь любую ерунду малыш смотрит «всем туловищем» и воспринимает всерьез…
Факторы, помогающие мультикам «воспитывать» наших детей
- длина (чем продолжительнее эпизод, чем больше серий в «продукте», тем больше ребенок запоминает персонажей, привязывается к ним, копирует их);
- время просмотра (ранним утром и перед сном психика наиболее восприимчива. Мультистории могут малышу даже присниться;
- условия просмотра (в шумной компании, за разговором мультик — лишь фон. Если смотришь в одиночестве, в тишине, без отрыва — запоминаешь каждое слово и движение).
Положительное влияние мультфильмов на сознание и личность ребенка
- многие мультфильмы — особенно советские, старые, по классике («О рыбаке и рыбке», «О золотом петушке» — и весь Пушкин; «Мойдодыр» и весь Чуковский; «Птичка Тари», «Подарок для слона» и пр.) — учат детей дружбе, взаимному уважению, бережному отношению к природе, самообслуживанию, ответственности, труду и т. д.;
- в большинстве — прекрасное музыкальное сопровождение, используются классические произведения, поются качественные детские песни. Это воспитывает музыкальный вкус, развивает слух и память, впоследствии помогает аудированию (восприятию на слух незнакомых текстов);
- мультфильмы на основе русской поэзии или былинного эпоса знакомят детей с народным творчеством и классической литературой.
Отрицательное влияние мультфильмов на детскую психику и здоровье
- при «передозировке» ухудшается зрение, сон, происходит перевозбуждение, выливающееся в капризы, истерики, потерю аппетита и пр.;
- активные игры спорт и общение с родителями подменяется миром выдуманных персонажей, происходит «зомбирование», привыкание к процессу просмотра и к персонажам многосерийных анимационных проектов;
- современные компьютерные «продукты» на 90 % не соотвествуют воспитательным нормам для дошкольников: язык, внешний вид героев и их поступки не могут служить примером для детей. И все же они им являются…
Запретить ребенку просмотр тв и мультфильмов на компьютере — в силах родителей. И это — самый простой выход. Но правильный ли? Мультики смотреть стоит, только разумно. Выбирайте достойные истории, смотрите их всей семьей, обсуждайте, анализируйте. Пусть они станут не «отвлекающим маневром», а пищей для общесемейных размышлений.
